Исполнилось 10 лет со дня создания Российского ядерного страхового пула - объединения страховщиков, гарантирующего населению возмещение вреда, причиненного в результате радиационных аварий и инцидентов на объектах атомной отрасли. За это время РЯСП превратился в мощное объединение с гибкой, совершенствующейся структурой, умеющее обеспечить надежную страховую защиту. Но не все так радужно, пишет газета.
Российская газета,
12 декабря 2007 г.
Россия нуждается в законе о возмещении ядерного вреда 1344 просмотра
27 ноября исполнилось 10 лет со дня создания Российского ядерного страхового пула - объединения страховых компаний, гарантирующего населению России возмещение вреда, причиненного в результате радиационных аварий и инцидентов на предприятиях атомной отрасли. За прошедшие годы Российский ядерный страховой пул превратился в мощное объединение страховщиков с гибкой, постоянно совершенствующейся структурой, умеющее обеспечить надежную страховую защиту любых рисков.
Но не все так радужно. Только в марте 2005 года Российская Федерация после долгих проволочек ратифицировала наконец Венскую конвенцию о гражданской ответственности за ядерный ущерб от 21.05.1963 г. А до этого нормативная база ядерного страхования, не считая правовых актов общегражданского характера, ограничивалась Законом "Об использовании атомной энергии", Положением о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии и Временным положением о ядерном страховании, разработанным Росатомом.
Конвенция официально вступила в силу в отношении Российской Федерации 13 августа 2005 г. Она закладывает фундаментальные требования к страхованию ядерных рисков, устанавливает минимально допустимые уровень гарантий и полноту страхового покрытия, которые должен обеспечить оператор ядерной установки. И в качестве главного пути для обеспечения финансовых гарантий возмещения ядерного вреда Венская конвенция предусматривает страхование оператором своих рисков.
И понятно, почему это сделано. Страхование имеет прочные общегражданские нормативно-правовые основания; включает фактор экономической заинтересованности страхователей в повышении безопасности своих ядерно-опасных объектов; обеспечивает дополнительную к государственной независимую и квалифицированную экспертизу безопасности ядерных установок; обеспечивает использование денежных средств страховых компаний при ликвидации последствий радиационных аварий.
Наконец, само по себе заключение договора страхования - это фактор, подтверждающий приемлемый уровень безопасности ядерной установки. Характерными принципами ответственности за ядерный ущерб, которые существенно отличают ядерное страхование от иных видов страхования, являются возможность установления максимальных пределов ответственности ядерных операторов, сверх которых обязательство возмещения ядерного вреда принимает на себя государство; абсолютная и безусловная ответственность ядерной эксплуатирующей организации за убытки и вред, причиненные радиационным воздействием при эксплуатации ядерной установки (это означает, что ответственность ядерного оператора, а, следовательно, и ядерного страховщика наступает независимо от наличия или отсутствия непосредственной вины в причинении ядерного вреда); чрезвычайно длительный, не менее 10 лет, период ответственности страховщика по страховым случаям, явившимся следствием событий, происшедших в период действия договора страхования.
С ратификацией Венской конвенции позиции ядерного страхования как особого направления страхования существенно укрепились. Однако до сих пор не произошло главного - в России не создана стройная и непротиворечивая национальная система обеспечения финансовых гарантий возмещения ядерного вреда. Для полномасштабной же реализации права и обязанности Российской Федерации по формированию этой системы необходим национальный закон. А он уже около десяти лет не может пройти 2-е чтение в Государственной Думе.
Почему так нужен этот закон? Во-первых, без этого закона наши эксплуатирующие организации не могут воспользоваться предусмотренным Венской конвенцией максимальным пределом ответственности оператора ядерной установки, поскольку ГК РФ требует от них возмещать ущерб в полном объеме.
Если учесть, что Закон "Об использовании атомной энергии" требует от эксплуатирующей организации иметь финансовое обеспечение в размере, установленном законодательством Российской Федерации (а иметь страховой полис с бесконечной страховой суммой невозможно), то становится понятным, отчего вывод российских предприятий на международный уровень обеспечения финансовых гарантий возмещения ядерного вреда происходит так медленно.
Во-вторых, используемое в российском законодательстве понятие "объект использования атомной энергии" распространяет сферу применения ядерного страхования на такие объекты, как суда с атомными энергетическими установками, радиационные источники, пункты хранения радиоактивных веществ, хранилища радиоактивных отходов и т.п. То есть на объекты, не упомянутые в Венской конвенции, и соответственно для этих объектов максимальный предел ответственности оператора просто никем не установлен.
В-третьих, в дополнение к Венской конвенции Закон "Об использовании атомной энергии" наряду с ущербом третьим лицам предусматривает еще и возмещение на принципах ядерного страхования вреда, причиненного окружающей природной среде. И здесь страховщикам далеко не все понятно в отношении широты страхового покрытия и процедуры проведения страховых выплат.
И, в-четвертых. Российский ядерный комплекс весьма многочислен. Это несколько десятков различных ядерных установок, полный набор ядерных технологий по производству и переработке ядерных материалов. К тому же многие из этих объектов расположены в многонаселенных, приграничных или ключевых с точки зрения экономики регионах страны.
Поэтому требуется повышенная надежность страховых гарантий. И здесь мы могли бы увеличить надежность страховых операций, перестраховав часть российских рисков в национальных ядерных страховых пулах других стран. Однако наиболее мощные зарубежные пулы занимают по этому вопросу принципиальную позицию - перестрахование возможно только если в стране действует национальный закон о возмещении ядерного ущерба.
Последнее время правительство стало уделять гораздо больше внимания этому вопросу, поскольку стало очевидным, что отсутствие закона уже начинает сдерживать реализацию поставленных В.В. Путиным задач, развитие отрасли и продвижение российских ядерных технологий на мировой рынок. В заключительную фазу вступила работа по согласованию замечаний и предложений от всех заинтересованных ведомств.
Позиция Российского ядерного страхового пула, основанная на более чем 10-летнем опыте страхования российских ядерных установок, проста и конструктивна - необходимо скорейшее принятие национального закона о гражданской ответственности за причинение ядерного вреда.
Вся пресса за 12 декабря 2007 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Тенденции, Ассоциации, союзы, пулы, фонды, Страхование ответственности, Ядерное страхование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
16 января 2025 г.
|
|
Мурманский вестник, 16 января 2025 г.
Дистанционно оформить выплату по ОСАГО стало проще
|
|
Казахстанский портал о страховании, 16 января 2025 г.
Кэптивы как инструмент повышения устойчивости к изменению климата и консолидация данных
|
|
Вечерний Петербург, 16 января 2025 г.
Получить выплаты по ОСАГО в России станет проще
|
|
Компания онлайн, 16 января 2025 г.
Госстрах для экспортеров
|
|
Газета.Ru, 16 января 2025 г.
Тарифы по ОСАГО изменят с 27 января
|
|
Финмаркет, 16 января 2025 г.
Сборы страховщиков РФ по ДМС выросли в январе-сентябре на 39,2%, выплаты - на 12,2% - ЦБ
|
|
Интерфакс, 16 января 2025 г.
ЦБ скорректировал тарифные подходы в ОСАГО для некоторых видов транспорта и территорий
|
|
Агентство Бизнес Новостей, Санкт-Петербург, 16 января 2025 г.
Восьми перевозчикам такси в НАО аннулировали разрешения из-за отсутствия страховки
|
|
Татар-информ, Казань, 16 января 2025 г.
Россияне в 2024-м оформили на 2,2 млн больше полисов ОСАГО, чем в 2023 году
|
|
cbr.ru, 16 января 2025 г.
ОСАГО: уточнена тарификация для некоторых видов транспорта и территорий
|
|
Национальная служба новостей (НСН), 16 января 2025 г.
ЦБ анонсировал расширение тарифного коридора по ОСАГО
|
|
Вечерний Ставрополь, 16 января 2025 г.
В 2024 году ставропольцы обращались к психологу по полису ОМС более 11 тысяч раз
|
|
Ведомости онлайн, 16 января 2025 г.
Число договоров страхования отсрочки платежа для МСП от ЭКСАР выросло на 33%
|
|
Газета.Ru, 16 января 2025 г.
Стала известна огромная сумма ущерба от ДТП с «КамАЗом» и поездом под Волгоградом
|
|
PrimaMedia, Владивосток, 16 января 2025 г.
Выплат не будет: названы уловки страховщиков, чтобы не платить по ОСАГО
|
|
Профиль (on-line), 16 января 2025 г.
Дума рассмотрит проект о запрете навязывания дополнительных услуг гражданам
|
|
Профиль (on-line), 16 января 2025 г.
Цена и риски: какие изменения в системе автострахования произошли в 2025 году
|
 Остальные материалы за 16 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|